Ресурсоснабжающие организации получат монополию на сбор денег за «коммуналку»
Депутаты Госдумы внесли на рассмотрение законопроект об оплате жилищно-коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям в обход управляющих компаний. Этот документ парламентарии представили как «серьезный компромисс» с правительством, в частности с Минстроем РФ, который ранее представил свое видение реформы ЖКХ. В переходе к прямым договорам заинтересованы все участники цепочки оплаты коммуналки: по идее, новая схема должна увеличить собираемость платежей и лишить управляющие компании как посредника соблазна воровать деньги жильцов. Однако если кабмин «продавит» свой вариант закона, такой соблазн появится у ресурсников.
Депутаты Госдумы внесли на рассмотрение законопроект об оплате жилищно-коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям в обход управляющих компаний. Этот документ парламентарии представили как «серьезный компромисс» с правительством, в частности с Минстроем РФ, который ранее представил свое видение реформы ЖКХ. В переходе к прямым договорам заинтересованы все участники цепочки оплаты коммуналки: по идее, новая схема должна увеличить собираемость платежей и лишить управляющие компании как посредника соблазна воровать деньги жильцов. Однако если кабмин «продавит» свой вариант закона, такой соблазн появится у ресурсников.
За год объем задолженности по оплате «коммуналки» перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) вырос на 10%, до 1,34 трлн рублей. При этом россияне по квитанциям платят исправно, с высокой собираемостью в 95%, а огромный долг сформировали управляющие компании (УК), на счетах которых оседают деньги собственников жилья и не доходят до поставщиков услуг. Из-за неуплаты ресурсники часто отключают целые дома, например, от теплоснабжения, а ничего не подозревающие и добросовестные жильцы вынуждены мерзнуть. Изменить ситуацию власти собираются уже 10 лет и за это время написали несколько законопроектов, разрешающих оплату коммуналки сразу ресурсоснабженцам. Закон так и не принят, а на рассмотрении в нижней палате очередной документ, подготовленный председателем комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Галиной Хованской.
Представляя законопроект, депутат не сетовала на вороватость управляющих компаний, мол, тем тоже приходится несладко — даже при высокой собираемости платежей им приходится нести издержки за долги жильцов или проблемы с качеством услуг. Освободить УК от тяжкого бремени сбора платежей и роли посредника между собственниками и РСО призван принимаемый закон, хотя изначально ресурсники были противниками новой схемы. По словам Хованской, они не желали создавать свою абонентскую базу и «трясли» управляющие компании, которые от такого напора часто банкротились, но в результате в проигрыше оказывались все. Как поясняет депутат, переход к прямой оплате будет проходить по трем путям. Первый вариант подойдет собственникам, которые сами управляют многоквартирным домом — чаще это малоэтажки с небольшим количеством квартир, до 30. Впрочем, им уже сейчас законом разрешено напрямую заключать договора с ресурсниками. Вторая схема носит принудительный характер и предусматривает расторжение договора с управляющей компанией при двухмесячной задолженности перед РСО и переход на прямые договоры с жильцами. Третий путь предполагает, что решение об изменении способа оплаты принимают сами собственники при согласии ресурсоснабжающей организации. Вместе с тем в законопроекте заложена норма, предоставляющая ресурсникам право вето на переход к прямым договорам, по сути, она наделит РСО монополией на сборы платежей. С таким порядком категорически не согласна Хованская, которая призналась, что эта норма является уступкой правительству и если к следующему чтению не будут внесены поправки, депутат снимет свою фамилию с законопроекта. Председатель думского комитета предупредила, что право вето даст возможность легализовать те «кривые схемы» договоров с ресурсниками, которые уже существуют. Например, РСО смогут включить в платежки расходы на создание клиентских служб, а также все небалансы и потери. Иными словами, жильцы вынуждены будут расплачиваться из собственного кармана за финансовые проблемы ресурсника.
Раньше все споры с РСО решали управляющие компании, а кто в новой схеме защитит интересы потребителя услуг — непонятно, отметила в беседе с «МК» зампред Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ Светлана Разворотнева. «Кроме того, раньше проблемы низкого качества коммунальных услуг тоже решали УК: за ржавую воду или негреющие батареи сначала штрафовали их, а они разбирались с ресурсниками, будучи стороной договора. Теперь вопрос, кому жаловаться, остается открытым. Ответа на него в законопроекте не дается», — добавила эксперт. Она также высказала сомнение, что новая схема принципиально решит проблему с должниками среди жильцов: с каждым повышением тарифов она обостряется, и им совершенно не важно, кому не платить — ресурсникам или управляющим компаниям.
Впрочем, если повезет, то цифры в новых платежках не вырастут, а даже понизятся: некоторые управляющие компании могли некорректно рассчитывать сумму к оплате, и если ресурсник в свою очередь не обнаглеет, то граждане не будут переплачивать. Экспертов также смущает ряд технических моментов в истории с прямыми договорами. Самый главный вопрос — как будут проходить платежи? В законопроекте на эту тему не говорится ничего конкретного, известно лишь, что расчетные центры в регионах создаваться не будут, а внедрение единых платежных документов останется на усмотрение местных властей.
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал