«Летатлин» приземлился в Третьяковке: что пережил легендарный экспонат

Единственный сохранившийся махолет Владимира Татлина попал в основную экспозицию галереи

Коллекция Новой Третьяковки на Крымском Валу пополнилась безмоторным летательным аппаратом! Шедевр технической мысли и произведение искусства одновременно — легендарный махолет «Летатлин», созданный одним из титанов русского авангарда, родоначальником конструктивизма Владимиром Татлиным в 1929–1932 годах.

Фото: Евгений Алексеев, Третьяковская галерея

Летательный аппарат — орнитоптер — поступил в галерею на временное хранение из Центрального музея Военно-воздушных сил РФ в поселке Монино для исследования, реставрации и экспонирования в залах «Искусство ХХ века». Показ экспоната стал возможен благодаря проведению уникальных работ — самой масштабной в истории бытования махолета комплексной научно-исследовательской реставрации.

Как он выглядит? Как летательный аппарат с машущими крыльями для индивидуального полета. Сборный трехмерный объект состоит из конструктивно отделяемых частей: двух крыльев разного вида (левое — с тканевой обтяжкой, правое — без нее), фюзеляжа и подвесной конструкции внутри центрального объема фюзеляжа — плетеной люльки.

Материалы для изготовления потребовались разные: дерево — остов всей конструкции выполнен из гнутых реек со вставками из китового уса и с обмоткой киперной лентой; металл — рычаги управления, подшипники, накладные планки на лонжеронах крыльев; проволока — под обтяжкой левого крыла; пробки — вставки в конструктивных сочленениях фюзеляжа; ткань — обтяжка левого крыла; кожа — ремни и шнуры; ротанг — плетеной люльки.

Впервые Татлин продемонстрировал аппарат на творческом вечере в Клубе писателей в 1932 году. Позже, в том же году, художник представил на персональной выставке в Музее нового западного искусства (который мечтает возродить Ирина Антонова) весь проект по созданию махолета «Летатлин». А это три модели летательных аппаратов и подготовительный процесс к ним — отдельные конструктивные элементы, рисунки, чертежи.

Читайте также  Музей имени Глинки раскрыл “Миф Страдивари”

Ни один из аппаратов, вероятно, полностью не уцелел. В 1953 году, после смерти Татлина, Комиссия Московского отделения Союза художников по наследию художника распределила по музеям все его остававшиеся в мастерской произведения. Центральному дому авиации им. М.В. Фрунзе достались в разобранном виде элементы «Летатлина».

Спустя 20 лет восстановленный махолет экспонировался вновь как художественный объект на персональной выставке художника в ЦДЛ, устроенной искусствоведом Ларисой Жадовой при участии писателя Кстантина Симонова. В 1990-е годы «Летатлин» «пролетел» ни одну выставку. Вскоре серьезно поврежденный при транспортировке экспонат попал на реставрацию в реставрационый центр им. Грабаря. Последние 20 лет «Летатлин» не покидал стены Центрального музея ВВС РФ и демонстрировался в ангаре рядом с другой техникой.

В 2016 году руководство Третьяковской галереи обратилось в Центральный музей ВВС РФ с просьбой выдать махолет «Летатлин» для экспонирования в залах постоянной экспозиции Галереи на Крымском Валу. В Центральном музее ВВС РФ с пониманием отнеслись к этому предложению и предоставили экспонат. В рамках межмузейных договоренностей Третьяковская галерея взяла на себя обязательство перед размещением произведения в экспозиции провести научные исследования памятника и его комплексную реставрацию.

Осенью 2016-го года «Летатлин» оказался в Третьяковке. Были проведены комплексные исследовательские и деликатные реставрационные работы. Сейчас закончен первый этап исследований, и завершены реставрация и консервация экспоната. В дальнейшем специалисты продолжат изучение архивных документов и деталей других аппаратов для уточнения первоначального облика экспоната.

Памятник нуждается в периодических профилактических работах по обеспыливанию. Этим и занимаются сотрудники ГТГ. Важно, что его не заперли в мастерской, а поместили в постоянную экспозицию вместе с другими произведениями Татлина и искусства ХХ века.

Критики идеи махолетов характеризуют это произведение Татлина как уход в область чистой техники. Однако становится все более очевидным, что «Летатлин» нужно воспринимать как «последний акт художественного идеализма эпохи авангарда» (В.И. Ракитин), как одно из дерзновенных по замыслу и эстетически совершенных произведений искусства ХХ века. Впервые за многие десятилетия у самого широкого круга публики появилась возможность в этом убедиться. А высказать свое мнение о новом экспонате можно будет 9 декабря на дискуссии «Летатлин»: возвращение. Публичное исследование орнитоптера» в «ЗИЛАРТ-холле», где недавно открыли улицу Татлина.

WildWeb

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru